Стать наставником

Узнать больше

Вспомните, как подростком вы не знали, как лучше подготовиться к школьным экзаменам или заработать на велосипед, мечтали выиграть олимпиаду или поступить в престижный университет. Простые дела, которые теперь кажутся тривиальными, нестрашными, очевидными, для подростка чаще всего — непостижимая и пугающая загадка.

С такими проблемами сталкивается практически каждый подросток. Еще сложнее воспитанникам детских домов.

По данным Министерства образования и науки РФ в 2016 году в учреждениях для детей-сирот проживают 77 тысяч детей.

Ежегодно из детских домов и школ-интернатов выпускается около 13 тысяч подростков, и только примерно четверть из них успешно адаптируется в обществе. У них нет ни официальных, ни неофициальных наставников, которыми теоретически могли бы стать друзья семьи или соседи. Это значит, что такому подростку просто неоткуда почерпнуть тот жизненный опыт, который необходим для решения важнейших вопросов, с которыми он сталкивается при выходе во взрослую жизнь.

Настоящий наставник

Прежде чем стать наставником, вы должны понять, какое место наставничество занимает в жизни молодого человека. Почти у каждого из нас был учитель, воспитатель или тренер, который изменил нашу жизнь к лучшему. Эти люди совмещали в себе множество ролей: помощника в делах, образца для подражания, преданного болельщика, строгого воспитателя, защитника наших прав и просто друга. Поддерживая отношения с подростками, наставники по очереди выполняют все эти функции... но есть навыки, владение которыми они должны проявлять в любой ситуации:

  • искреннее желание принимать участие в жизни подростка;
  • уважительное отношение;
  • умение слушать и сопереживать;
  • способность распознавать удачные возможности и подсказывать решения;
  • гибкость.

Хороший наставник должен быть готов:

  • уделять время тому, чтобы как следует узнать подростка;
  • изучать незнакомые вещи, которые важны для подростка-наставляемого;
  • сам внутренне меняться в результате отношений с подростком.

ВЗАИМНАЯ ПОЛЬЗА

Отношения между наставником и подростком дают возможность приобрести новые знания и умения и тому, и другому. Многие наставники признаются, что эта деятельность подарила им не меньше, чем их наставляемым. Благодаря наставничеству они смогли:

  • добавить жизни смысла и разнообразия;
  • вырасти как личность;
  • глубже познать себя;
  • повысить самооценку и ощутить, что приносят миру пользу;
  • лучше понять другие культуры и научиться ценить многообразие людей;
  • трудиться эффективней, порой даже полюбить свою работу;
  • лучше понять собственных детей.

Вы готовы стать наставником?

Сделайте первый шаг прямо сейчас! Зарегистрировавшись на сайте Ресурсного центра, вы сможете найти организации с программами наставничества в вашем регионе, напрямую связаться с ними, пройти необходимую подготовку и стать их волонтёром.

  • С чего начать
  • Как найти подходящую программу
  • Распространенные опасения

С чего начать

Вы приняли очень важное решение: стать наставником. Наверняка вы уже достаточно изучили тему и понимаете, что каждый конкретный подросток — особая Вселенная, не похожая на другие. Прежде чем перебирать список программ, постарайтесь чётко сформулировать ваши собственные интересы и потребности. Чтобы подобрать программу наставничества, которая бы подошла именно вам, иногда приходится потратить немало времени, но не унывайте: как правило, каждый волонтёр находит что-то своё. Чтобы определиться, задайте себе несколько вопросов:

  • Сколько времени я могу посвятить наставничеству?
  • С подростками какого возраста мне комфортнее работать?
  • Мне хотелось бы работать с одним подростком или с группой?
  • Может быть, я предпочёл бы влиться в команду взрослых наставников (для одного подростка или группы)?
  • Чем мне интересно заниматься? Хочу ли я помогать подростку с освоением какого-то конкретного навыка или поощрять его к занятиям его собственным увлечением? А может, я предпочел бы делать с ним домашнее задание? Или просто хочу стать его участливым старшим другом?
  • Как и где мне удобно заниматься наставничеством (лично, по скайпу)?

Размышляя над этими вопросами, не забывайте: программы наставничества очень разнообразны, в каждой есть свои положительные стороны и своя особая ценность.

Как найти подходящую программу

Начиная присматриваться к программам наставничества, попробуйте побольше узнать об организациях, которые занимаются такой деятельностью именно в вашем регионе. Не забывайте: вы берёте на себя обязательство посвятить наставничеству значительную часть личного времени. Досконально изучите все варианты, прежде чем остановить свой выбор на программе, которая лучше всего отвечает вашим потребностям.

  • Отобрав несколько программ, поговорите с координатором из каждой организации.
  • Объясните ему, что желаете стать наставником подростка или группы подростков, и хотите выяснить: есть ли в его организации позиции для взрослых волонтёров.
  • Сообщите, сколько времени готовы уделять наставничеству, какие виды деятельности вам интересны, со сколькими подростками вы бы хотели работать.
  • Расспросите, по какому принципу эта организация подбирает наставников для подростков.
  • Выясните, какие в этой программе есть варианты наставничества (индивидуальное, командное, краткосрочное, единовременные проекты и т. д.).

Уточните у координатора в вашем городе, как налажено обучение и консультирование волонтёров, как подать заявку, как проверяют кандидатов в наставники. Так как речь идет в первую очередь о наставничестве подростков, возможно, от кандидатов потребуется характеристика с места работы, биография и участие в личном собеседовании. Не расстраивайтесь, если понравившаяся вам программа разошлась с вашими потребностями, или вы ей не подошли. Пробуйте дальше — попросите координатора порекомендовать вам другую организацию или найдите её на нашем сайте в Личном кабинете!

Распространенные опасения

Прежде, чем подобрать вам в пару конкретного подростка, от вас потребуют пройти интенсивный курс обучения. Этот курс поможет осознать вашу новую роль и подготовиться к выполнению будущих обязанностей. Конечно, обучать и консультировать вас будут и дальше, на всем протяжении наставнической работы; но ответы на большинство тревожащих вопросов вы получите заранее. Если к концу предварительных занятий у вас остались какие-то сомнения — не стесняйтесь спрашивать! Вот лишь несколько распространенных опасений:

ПОДХОЖУ ЛИ Я НА РОЛЬ НАСТАВНИКА?

В первые дни вы наверняка почувствуете себя совершенно не в своей тарелке. Вы можете решить, что абсолютно ничего не смыслите в наставничестве и для него не созданы. Но попытайтесь припомнить — наверняка вы когда-то уже были для кого-то наставником, просто не называли себя так! Быть может, вы помогали племяннице делать домашнее задание; или участливо выслушали молодого человека, которому казалось, что на него всем наплевать, тем самым помогли ему своим участием и вниманием. Придя в программу наставничества, вы всего лишь зададите своему стремлению помочь подросткам формальные рамки. При этом у программы масса преимуществ: вы получите профессиональное обучение и всегда сможете обратиться к специалисту за консультацией.

ЧТО, ЕСЛИ МЫ НЕ НАЙДЁМ ОБЩИЙ ЯЗЫК?

Незнакомому человеку довериться нелегко — особенно для подростка, у которого уже есть негативный опыт взаимоотношений со взрослыми. Вполне возможно, что для создания доверительных отношений потребуется время. Не путайте простую настороженность с неприязнью и злобой. Если вы в паре с подростком, он совершенно точно нуждается в вашей помощи — хотя, быть может, и не показывает этого. Порой он и сам может этого не осознавать.

А ЕСЛИ СЛУЧИТСЯ ЧТО-ТО СЕРЬЁЗНОЕ?

Чаще всего взаимоотношения между наставником и подростком завязываются и развиваются без серьезных проблем; но всегда есть опасность менее благополучного исхода. Роль наставника важна, но он НЕ ЯВЛЯЕТСЯ семейным психологом или врачом-психиатром. На случай чрезвычайных ситуаций всегда существуют специальные системы поддержки: чтобы в этом убедиться, обратитесь к координатору вашей программы. Главная задача наставника в таких случаях — направить подростка туда, где он получит профессиональную помощь.

ЧТО, ЕСЛИ МЕЖДУ НАМИ НЕТ НИЧЕГО ОБЩЕГО?

Многие начинающие наставники опасаются, что различия с подростком — разница в возрасте или вероисповедании, национальности, в уровне образования и т. д. — окажутся непреодолимым барьером для общения. Ещё можно встретить страх того, что женщина не поймёт мальчика, а мужчина не сможет ничего посоветовать девочке. На деле большинство опытных наставников утверждают: работа с подростками из незнакомой среды лишь расширила их собственный кругозор, научила их лучше понимать других людей и другие культуры.

А ЧТО, ЕСЛИ Я НЕ СМОГУ ПРОДОЛЖАТЬ?

Очень обоснованное опасение. Наставничество — серьезная ответственность. Однако в нашей жизни всё равно будут происходить независящие от нас события (вроде переезда по работе или незапланированные мероприятия), которые могут прервать вашу наставническую работу. В этом случае нужно вместе с координатором обсудить, как лучше всего завершить отношения с подростком. Однако, если подобных непреодолимых обстоятельств нет, лучше поддерживать наставнические отношения как можно дольше (хотя бы по телефону или скайпу). Вы принесёте куда больше вреда, чем пользы, если войдёте в жизнь подростка, завоюете его доверие, а затем исчезнете. Когда берёте на себя обязательство стать наставником, будьте честны с самим собой. Если не уверены, что сможете посвятить себя долговременному наставничеству (минимум полгода или год), для вас есть множество краткосрочных вариантов — например, стать организатором молодежных мероприятий или поучаствовать в единовременных проектах.

ЧТО, ЕСЛИ Я ВСЁ ИСПОРЧУ?

Если вы в любой ситуации протягиваете руку помощи своему юному другу, если внимательно выслушиваете его и стараетесь вникнуть во всё, что он говорит, если всеми силами стремитесь быть ему советчиком, а не судьей — вы уже всё делаете правильно. Одни подростки лучше готовы к отношениям с наставником, другие – хуже. Некоторые могут устраивать наставнику «проверку», чтобы удостовериться, что он действительно за них переживает. Не принимайте такое поведение близко к сердцу. Просто следуйте принципам своей наставнической программы и неуклонно делайте всё, что от вас зависит. Оценивайте успех своей работы по сумме своих действий, а не по действиям вашего наставляемого.

НАСТОЯЩИЙ НАСТАВНИК

Участие в программе наставничества — волонтерская деятельность, которая предполагает как минимум года регулярных еженедельных встреч с подростком. Прежде чем стать наставником, вы должны понять, какое место наставничество занимает в жизни молодого человека. Почти у каждого из нас был учитель, воспитатель или тренер, который изменил нашу жизнь к лучшему. Эти люди совмещали в себе множество ролей: помощника в делах, образца для подражания, преданного болельщика, строгого воспитателя, защитника наших прав и просто друга. Поддерживая отношения с подростками, наставники по очереди выполняют все эти функции. Принимая участие в программе наставничества, вы помогаете еще одному подростку обрести модели поведения для формирования уверенности в завтрашнем дне, выбора своего пути. После регистрации вы будете направлены в наставническую организацию, где вы сможете прояснить все интересующие Вас вопросы.

Ищете наставника для ребенка, которого вы знаете?

Найти наставника