Влияние наставничества

Каждый третий российский подросток не знает, к кому можно обратиться за советом и поддержкой, не имеет перед глазами образца для подражания.

Почему наставничество?

Суть наставничества — гарантированное присутствие рядом с подростком человека, который заботится о нём, сопереживает ему и не позволяет почувствовать себя в одиночестве перед лицом повседневных трудностей и испытаний. Исследования подтверждают, что качественные наставнические отношения оказывают мощное положительное влияние на молодых людей в самых различных сферах и ситуациях: личных, академических и профессиональных. В мире межпоколенческого «культурного шока» и фрагментированного социального капитала наставничество — это уникальная возможность для личностного роста и развития подростков. К сожалению, далеко не у всех подростков есть доступ к этому важнейшему ресурсу.

Молодые люди из социальной «зоны риска», у которых был наставник

Мировой опыт показывает: подростки, у которых есть наставник:

На 46% снижается вероятность употребления наркотиков
На 27% снижается вероятность употребления алкоголя
В 37% повышается посещаемость занятий в школе
На 52% меньше бросают школу
На 55% чаще поступают в университеты
На 78% чаще становятся волонтёрами
В 90% случаев интересуются возможностью самим стать наставниками
На 130% чаще занимают лидерские позиции в дальнейшей жизни
  • Образование
  • Повседневная жизнь
  • Карьера

Образование

Наставничество оказывает огромное положительное действие на жизнь подростка. Об этом можно судить по динамике основных показателей, которые обычно свидетельствуют о скатывании подростка к периферии социума:

Высокий уровень прогулов (Kennelly & Monrad, 2007)

  • Вероятность пропустить отдельный урок у школьников, регулярно встречающихся с наставниками — на 37% ниже; пропустить целый день занятий — на 52% ниже (данные государственно-частного исследования программы «Старшие Братья Старшие Сестры»)

Постоянные поведенческие проблемы (Thurlow, Sinclair & Johnson, 2002)

  • Вероятность поступить в вуз у подростков из социально уязвимых слоёв общества, у которых при этом есть наставник — на 55% выше, чем у их однокашников, не имевших наставника. (The Mentoring Effect, 2014)
  • Наставляемые подростки не только лучше посещают школу и чаще поступают в вузы, но и эмоционально позитивнее относятся к школе и образованию в целом. (The Role of Risk, 2013)
Образование

Повседневная жизнь

Наставник последовательно, на регулярной основе присутствует в жизни подростка — советует, делится жизненным опытом, помогает преодолеть повседневные трудности. Взаимоотношения наставника и подростка могут также формироваться на базе конкретных запросов и интересов, которые подросток хотел бы развить.

  • Подростки, которые регулярно общаются со своими наставниками, на 27% реже употребляют алкоголь и на 46% реже употребляют наркотики (данные государственно-частного исследования программы «Старшие Братья Старшие Сестры»).
  • Реализация программ наставничества в среде воспитанников детских домов помогла увеличить количество поступающих в вузы как минимум в два раза («Успешные сироты»)

В целом, реализуемые в России программы основаны на индивидуальном наставничестве и, как правило, дают хорошие практические результаты, среди которых показатели значительного прогресса личностного развития (Центр молодежных предпринимательских инициатив «ПОКОЛЕНИЕ2025»):

  • У 46% детей, участников таких программ расширился кругозор;
  • У 35% появилось желание узнавать что-то новое;
  • У 41% детей улучшили школьную успеваемость 46% детей развили Более 40% наставников отмечают, что общение с ребенком стало более доверительными.
Ежедневная жизнь

Карьера

Исследования показывают: личностный потенциал подростков, который остаётся нереализованным из-за отставания в учебе, вызванного социально-экономическим неравенством, — наносит экономике удар, сопоставимый с финансовым кризисом (Mentoring: At the crossroads of education, business and community, 2015).
Готовя подростков к высшему образованию и трудовой жизни, наставничество формирует качественный, мотивированный кадровый резерв (Mentoring: At the crossroads of education, business and community, 2015).

Чтобы помочь подростку освоить нужные навыки и адаптироваться к работе, наставник:

  • раскрывает свой опыт и подсказывает, на что стоит обратить внимание;
  • учит, как распознать и сформулировать свои карьерные цели, совместно с подростком прорабатывает шаги по их достижению;
  • использует собственные контакты, чтобы познакомить наставляемого с отраслевыми экспертами и помогает со стажировками и вакансиями;
  • открывает подростку новые перспективы, знакомит его с ресурсами и организациями, о которых он прежде не слышал;
  • учит искать работу, проходить собеседования и уживаться с коллегами на работе;
  • знакомит с другими опциями наставничества (в паре, в команде, краткосрочное, проектное и т. д.).

Пути, которыми наставничество способно изменить жизнь к лучшему, так же многочисленны, как и сами пары «наставник-подросток». И ещё больше, чем цифры статистики, впечатляют реальные истории людей. Поэтому по мере развития сайта мы будем знакомить вас с историями успешных наставнических пар.

Ежедневная жизнь