Образовательный интенсив: мы не можем управлять тем, что не можем измерить

27 авг. 2018

Может ли быть наставничество идеальным? Думается, что нет. Наставничество – это процесс: сначала поиска нужных людей с требуемой жизненной позицией, после – тонкие отношение между наставником и наставляемым, взаимное влияние, решение жизненных вопросов и задач. Все это быть идеальным не может. Идеальным может быть бизнес-процесс, суть вашего проекта, механизмы, которые помогают всем участникам наставнических отношений: наставнику, наставляемому, стейкхолдерам, куратору, родителям и обществу.

Образовательный интенсив “Конструктор идеального наставничества”, прошедший в Москве 20 - 22 августа, собрал более 30 участников от социальных и образовательных организаций со всей России. Здесь были руководители и педагоги московских школ-лидеров, социальные предприниматели, представители малого бизнеса, гости из Чебоксар, Перми, Волгограда, Астрахани, Ижевска, Владикавказа и Йошкар-Олы.

Перед многими организациями, образовательными и благотворительными, в настоящий момент стоит задача построить программу наставничества. Задача есть, распоряжения высшего руководства и поддержка со стороны государства зачастую тоже есть, нет самого важного – понимания бизнес-процессов, стратегии и отсутствие пошаговых инструкций.

“Мы можем дать им методологию, можем показать примеры других организаций, но ведь в каждом отдельном случае программа должна быть своя, – комментирует организатор интенсива и заместитель руководителя Национального ресурсного центра наставничества МЕНТОРИ Ирина Кондратьева, – заточенная под специфику региона, под детей или подростков, которые нуждаются в наставнической поддержке. Главным итогом и задачей нашего интенсива стало создание каждым отдельным участником своего проекта, который он сможет реализовать на месте. Отсюда фраза в названии – конструктор. И состоял он из 7 частей ”.

Семь компонентов для запуска программы наставничества

  1. Ценностная стратегия проекта по наставничеству
  • концепция проекта;
  • проблема, на решение которой направлен проект.
  1. Карта сообщества

Практика организации сообщества

  • публичный рассказ;
  • выстраивание отношений;
  • лидерство в команде;
  • разработка стратегии и планирование кампании;
  • действия: получение обязательств от волонтеров и принятие мер.
  1. Шаблон персональной бизнес-модели
  2. Работа с родителями
  3. Финансовая модель
  • бюджет;
  • основные источники.
  1. Карта СМИ и целевых аудиторий социальных сетей
  • кто вам нужен для успеха?
  • зачем им МЫ?
  • что они читают или смотрят?
  • что мы можем сделать сами в Интернете?
  • кто наши союзники в СМИ?
  1. Модель измерения результата 

Ожидаемый результат: разработка собственного проекта

В конце третьего дня интенсива желающие участники представили свои проекты на публичную защиту, получив комментарии экспертов: Алексея Кузнецова, Ирины Манаевой – основателей и StrategyCards.ru, а также Евгения Русинова – руководителя МЕНТОРИ.  

Среди вынесенных на открытое обсуждение конструкторов были проекты в сфере дополнительного образования для школьников и отдельно – талантливых детей, наставничество в технических учреждениях и профориентационные программы, проект для “криминальных детей”, а также проект, посвященный медиа-волонтерству и инклюзии. Сами участники отметили, что трехдневный интенсив помог им составить полную картину проекта и структурировать наработки, которые имелись в их организациях на настоящий момент.

Основные вопросы экспертного совета к участникам были посвящены темам масштабирования и оценкам эффективности. “Если вы сможете найти идею или боль, которая объединяет всех конечных благополучаетелей, проект можно будет масштабировать и охватить не 300 и даже не 6000 детей, которые нуждаются в наставничестве, а всю страну, привлекая новые силы и оптимизируя расходы ресурсов, – прокомментировал ситуацию Алексей Кузнецов, – и не забывайте применять все, что вы относите к своим идеальным наставникам, к самим себе. Это поможет сделать скачок, которого так не хватает”.

Одним из ярких достижений интенсива стало создание наставнического сообщества, которое позволит представителям различных программ и проектов объединить усилия в решении определенных вопросов. “Не бросайте своего дела, – сказал Евгений Русинов, – теперь мы есть друг у друга, познакомились и имеем возможность общаться… И будьте гибкими, внутренняя замкнутость – это большая ловушка”.

Итоги интенсива и отзывы участников

Наталья Борисова, ГБОУ Школа № 1540 (ОРТ) города Москвы

Решение принять участие в интенсиве было совместным с нашим директором. Меняется мир, меняются дети, и, чтобы быть актуальными, понять, какие существуют технологии в настоящий момент, необходимо задействовать наставничество.

Интенсив безусловно был полезен. Запомнились и были важными новые подходы, новые принципы модерирования этих подходов, творческий и очень тонкий перенос каких-то бизнес-подходов на социальную сферу. Особо отмечу рабочие тетради наставника – это заслуживает отдельного изучения. Конечно же, оценка эффективности программ, данная в классической эволюционной модели.

Я вижу большой потенциал интенсива для организаций, реализующих инклюзивные подходы в образовании. Такое наставничество могло помочь бы детям особых категорий через наставника включиться в полноценную работу – не как часть каких-то особых программ, а по-человечески. Также отмечу, что интенсив будет полезен программам, работающим с одаренными детьми, ведь такие ребята – особый случай, и им тоже нужен человек, который поведет и поддержит.

Мирчук Марина, Городской методический центр Департамента образования г. Москвы

Я очень люблю и доверяю МЕНТОРИ, и давно взаимодействую с коллегами – начиная с первой международной конференции Global Mentori. Когда я узнала про образовательный интенсив, то поняла: мне нужно сюда, чтобы решать свои задачи здесь, в профессиональном сообществе. Спикеры, секции, атмосфера – все, как и обычно, на высоте.

Все пазлы сошлись, все было настолько органично – темы, следующие одна за другой, коллеги, которые помогали работать в зале.

Безусловно я бы порекомендовала своим коллегам посетить этот интенсив. И выражаю желание: пусть здесь вновь будет смешанная аудитория – и педагоги, и предприниматели, и социальные организации. У каждого из нас есть много ресурсов, и объединение усилий может дать большой результат.

Филиппова Екатерина, московская школа 1570, учитель русского языка и литературы, методист по воспитательной работе

Наставничество и воспитательная работа – это очень близкие вещи. “Последняя неделя отпуска, почему бы и нет, вдруг скажут что-то новое…” – наивно подумала я. В итоге новым было все, если мы говорим о методах, формах, трендах. Многие учителя живут, как улитки, в раковинах и режиме “работа-дом”. Оказалось же, что здесь все очень по-новому, по-другому и заряжает энергетикой.

Я скептически ждала выступления Игоря Владимировича. Что сможет мне сказать бизнесмен, далекий от образования? Ведь если люди, которые работают на земле, здесь, а есть люди “с другой планеты”. И вдруг в его речи я услышала идею передачи опыта. Программа наставничества привлекает меня именно этим: я очень хочу, чтобы основополагающие представления о том, как правильно, никуда не исчезали, а атмосфера преемственности обеспечивала возрождение национальной идеи объединения молодого поколения и взрослого. У нас ведь много общего – потому я в школе и работаю.

Все, что было в течение этих трех дней, было для меня практически полезным. Начиная от активностей и заканчивая совершенно новым пониманием. Это понимание в следующем: я была уверена, что бизнес живет на своем облаке, а вся культура и образование – на своем, а оказалось, что разных облаков нет. Все формы и методы, бизнес-проекты, модели и структурирование, таблицы – все это практически применимо, а не просто интересно! Это работает. Я даже свою многолетнюю работу классного руководителя с помощью Алексея Кузнецова смогла разложить по бизнес-модели наставничества с легкостью. А мне такое не могло прийти в голову. Сиюсекундное применение. Людмила Кудрякова и ее воркшоп, посвященный теме привлечения родителей к наставничеству – я ведь сразу смогла “выдать” это информационное объявление. Потому что мне объяснили, как это нужно сделать и построить. Инструменты потрясающие.

Я очень буду советовать своим коллегам, и надеюсь, что в нашем учреждении произойдет включение в столь интересный новый образовательный процесс.

Светлана Зайкина, частная образовательная школа-комплекс “Поколение”, г. Волгоград

Наставничество в разных своих проявлениях, а мы занимаемся им не первый год, означает для нас сотрудничество с подростками и школьниками, а также сотрудничество с молодыми педагогами. Это два лидирующих направления, по которым мы даже выиграли Президентский грант. Теперь же приняли решение искать идеи на интенсиве.

“Конструктор идеального наставничества” очень помог в плане систематизации и структуризации всех существующих у нас идей. Одно дело, когда идея витает у тебя в голове, другое – когда ты все приводишь в соответствие, последовательно и логично.

Особо могу выделить карты и шаблоны эмпатии, а также представленные здесь бизнес-модели. Это та самая палочка-выручалочка – универсальный инструмент. Мы нашли много моментов, в которых можно непосредственно применить их в нашей, педагогической, профессиональный деятельности.

Я придерживаюсь мнения, что стоит один раз увидеть, чем сто раз услышать, и потому посоветую своим коллегам подобное мероприятие. “Повариться” и окунуться в подобный процесс – лучше, чем услышать подробности.

Елена Козак, координатор Ассоциации волонтерских центров в Северо-Кавказском округе, руководитель АНО Центр развития инновационных команд и проектов "Креативный кластер"

Конструктор – это и есть конструктор. В нашем быстро меняющемся мире самая главная компетенция – это умение собрать, а потом пересобрать. Программы наставничества мы реализовывали в разных видах и для различных благополучателей, в качестве наставников привлекали и студентов старших курсов и весомых федеральных консультантов и экспертов. И сегодня, после интенсива, я понимаю, что многое из того, что мы делали, надо было делать по-другому. Пришло понимание, что нашу деятельность надо разложить на составляющие и пересобрать для большей эффективности. Пришли новые и крутые инструменты.

Бизнес-подходы, которые используются в некоммерческом секторе, и повышают эффективность социальных инноваций – это уже не новшество. Понятно, что нам нужно ориентироваться на бизнес, потому что он технологичен и эффективен. Но некоторые нюансы, особенно запомнилась мне презентация нашей коллеги – Ольги Евдокимовой – и ее потрясающая, тонкая кропотливая система оценки. Как говорит апологет науки управления Питер Джокер: “Мы не можем управлять тем, что не можем измерить”. На интенсиве мы получили настолько потрясающее системное ноу-хау о том, как действительно правильно настроить систему мониторинга, что этот инсайт поможет заново пересобрать свою модель, потому что она всегда должна стремиться к совершенству. Только на основании эффективной обратной связи, анализа и оценки своей совершившейся деятельности, ты сможешь найти новые и более совершенные пути реализации программ и проектов.

 

Предыдущая новость
17 авг. 2018
Кто ищет, тот всегда найдет: программы, гранты и гарантии эффективности
Следующая новость
10 сент. 2018
В Кирове состоится стажировка по наставничеству