Национальный проект “Образование”: без наставничества никуда

08 нояб. 2018

Сегодня качественное образование становится важнейшим приоритетом государства. Каких глобальных целей нам предстоит достигнуть? Ответ на этот вопрос нашел отражение в национальном проекте в сфере образования, который был утвержден "майским указом" президента в 2018 году.

О национальном проекте “Образование”, роли наставничества в нем и практиках, реализуемых уже сегодня в образовательных организациях,  в том числе и благодаря национальному ресурсному центру наставничества МЕНТОРИ, поговорим с Ириной Пронькиной, экспертом национального ресурсного центра и руководителем развития организации. 

– Ирина, что представляет собой национальный проект “Образование”? О чем стоит знать всем школам, планирующим "шагать в ногу со временем"?  Какая роль отводится в этом проекте наставничеству?

Две глобальные цели, которые должен реализовать национальный проект, и о которых теперь необходимо думать всем: во-первых, обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и, во-вторых, воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации.

10 Федеральных проектов вошли в структуру национального проекта “Образование”. Вклад каждого из них направлен на достижение национальных целей развития РФ на период до 2024 года.

Очень радует, что тема наставничества не просто “красной нитью” – прямо или косвенно проходит через все планируемые мероприятия, но имеет стратегическое значение для реализации национального проекта.

Рассматривая вопрос о воспитании гармонично развитой и социально-ответственной личности, нам необходимо будет сформировать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Система также будет направлена на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Поэтому  почти во всех федеральных проектах, включенных в национальный, идет речь о необходимости создания методологии наставничества в ближайшее время. Уже к 2024 году – через 6 лет – не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества и  сопровождения.

Более того, наставничество фигурирует не только в тесной связи со школьниками, подростками и студентами. Например, в федеральном проекте “Учитель будущего” через наставничество будет решаться задача профессионального роста педагогических работников.

Мы видим, что государство сегодня серьезно настроено на трансформацию в сфере образования и в рамках национального проекта готово поддерживать и развивать инициативы, связанные с наставничеством, а далее – транслировать успешные практики. Теперь ВУЗам, школам, техникумам, колледжам и организациям дополнительного образования предстоит серьезно задуматься о создании палитры своих моделей наставнических программ.

– Как думаете, почему этот инструмент взят на вооружение государством?

В России обучать молодых сотрудников с помощью наставничества начали еще в прошлом веке на производственных и промышленных предприятиях. Сам по себе метод наставничества был оформлен в виде завершенной управленческой технологии и применялся в масштабах всей страны.

В настоящий момент весь мир переживает серьезные демографические изменения, приводящие к переменам на социальном и экономическом полях: и здесь, в том числе, надо говорить об увеличении трудового стажа и сохранении социальной активности. Государство не просто заинтересовано включать все большее число граждан в социальные взаимодействия, оно вынуждено пойти на этот шаг для повышения качества жизни и, что естественно, результатов трудовой деятельности.

Более того, образование становится непрерывным, если уже не стало. Человеку необходимо на протяжении всей жизни развивать свой образовательный и творческий потенциал для сохранения не только конкурентоспособной позиции, но и для реализации личных потребностей: в первую очередь, самовыражения. Без “мягких” или, как их еще называют, “гибких” навыков – коммуникации, эмоционального интеллекта, критического и творческого мышления – обойтись не получится, но пока именно этот пласт компетенций не включен в полной мере в школьную и вузовскую программы. Выход из ситуации государство видит в наставничестве.

Сейчас наставничество применяется не только для обучения рабочих, но и менеджеров высшего и среднего звена. Эффективность технологии наставничества доказана в тех сферах, где исключительную роль играют практический опыт и высокое мастерство: это государственная служба, бизнес, образование, медицина, информационные технологии и т.д.

Национальный ресурсный центр наставничества МЕНТОРИ как раз способствует становлению института наставничества в России. Мы помогаем организациям и специалистам увеличить масштабы деятельности наставнических проектов, предоставляя доступ к методическим материалам, профессиональному сообществу, IT-решениям и ресурсам.

– Что же предстоит в этой связи создать школам и другим образовательным организациям?

Когда мы начали взаимодействовать со школами, то стало понятно: тема наставничества актуальна для образовательных учреждений. Школам хотелось бы возобновить шефство, возобновить те системы, которые когда-то были понятными и знакомыми: учитель наставляет молодого учителя, чтобы тому было комфортно адаптироваться в новой для него среде, перенимать  опыт и приобретать навыки. Система, в которой успешные школьники “подтягивают” слегка отстающих и т.д.

Да, так было раньше, но сегодня этого уже недостаточно. Ведь для формирования гармонично развитой личности важны такие понятия как эмоциональный интеллект, критическое мышление и другие “гибкие навыки”. И поэтому надо говорить о новых подходах и многообразии форм наставничества, а также о создании собственной модели в организации.

Конечно,  локальные проекты по наставничеству в отдельных школах уже существуют и работают. Но для того, чтобы это стало широкой практикой с системным подходом, предстоит немало поработать.

– Что же такое модель наставнической программы? Учитывая загруженность современных школ постоянными нововведениями, отчетами, стандартами и аттестациями, сложно представить, что они самостоятельно справятся с созданием модели...

У них будут помощники [смеется].

Дело в том, что для создания системы наставничества нет какого-то готового шаблона, но есть универсальные системные подходы. Сейчас, например, национальный ресурсный центр наставничества  МЕНТОРИ проводит образовательные интенсивы “Конструктор системы наставничества”, где мы используем работающие инструменты из бизнеса и применяем технологии бизнес-моделирования для создания персональной модели. Важно, на мой взгляд, сказать, что именно желания, стремления и цели наставляемого, как основного «потребителя» результата, становятся основой модели. 

Мы даем нашим участникам инструменты и траекторию, пройдя по которой они смогут четко сформулировать ответы на ключевые вопросы и создать именно собственную модель наставничества, с учетом взаимодействия и взаимовлияния участников.

Очень большое внимание мы уделяем формированию сообщества вокруг организации. Потому что сообщество – это огромный ресурс, который можно использовать. Национальный ресурсный центр наставничества МЕНТОРИ, проводя интенсивы, уже собрал вокруг себя не просто участников, а единомышленников. У нас организовано свое профессиональное сообщество, где идет обмен практиками, оказывается поддержка, мы делимся контентом, программами, партнерами – всем тем, что может быть полезно при создании своей программы.

Принять участие в образовательном интенсиве "Конструктор системы наставничества" (22-24 ноября)

– Примеры успешного сотрудничества на результат уже есть? Есть ли школы, которые выстроили с помощью МЕНТОРИ модель и приступили к ее реализации?

Конечно! Скажу честно, мы очень гордимся всеми нашими участниками, большинство которых  сразу переводит свои идеи, полученные знания и навыки в действие. Методологии у нас обучились уже более 300 специалистов. А вот проектному управлению, интеграции системы наставничества в общеобразовательные организации, – порядка 100 человек. Очень радует, что 20-30% уже начали реализовывать наставнические проекты в своих организациях.

Отмечу несколько из них. 

Чтобы подготовить наше общество к новому технологическому укладу и эффективному участию в формировании экономики знаний, формируя у молодого поколения soft skills, являющиеся компетенциями инновационной деятельности или «навыками XXI века», был создан проект “Шаг в будущее” – модель наставничества в единой системе «школа – вуз – работа».

Проект разработан совместными усилиями коллег из Санкт-Петербурга ("Центр методической поддержки "Технологии развития", Политех Петра, Международный фонд «Мастер класс») и Ставрополя (Некоммерческое партнерство «Управленческий консалтинг»).

В данной модели наставничества различные институты образования – от средней ступени школы до обучения и развития персонала хозяйствующих субъектов – объединяются в единую систему «Школа – Вуз – Работа», где «продукт» образования: школьник, студент, стажер передается с уровня на уровень, обеспечивая таким образом преемственность развития мягких навыков, накапливающийся синергетический эффект.

Следующий проект, о котором хочется сказать, это наши коллеги из Волгограда, школа “Поколение”. Их проект – «Сообщество молодых педагогов “Т2Т – ментори”» – направлен на работу с молодыми педагогами. Это площадка для профессионального взросления молодых учителей, развития института наставничества в школе, позитивного и продуктивного общения членов сообщества. Сегодня проект объединяет более 800 педагогов и студентов.

Про еще одну школу хочется сказать отдельно. С коллегами мы знакомы и сотрудничаем уже полгода. Это подмосковный наукоград – МОУ СОШ 2 г. Фрязино МО. С помощью наставничества коллеги планируют повысить мотивацию у учеников, привить навыки к самоорганизации, самоопределению, научиться ставить задачи и достигать их: то есть развить те навыки, которые не предусмотрены системой общего образования. А также создать тесное взаимодействие между учениками, родителями и школой.

В школе отдельно выделено направление по наставничеству в рамках разработки стратегической платформы развития школы. В их модель наставничества включены сразу 7 вариантов-направлений, каждое из которых самодостаточно: от пары “внешний эксперт – школа” до позиций “ученик – ученику” и важной “родители – школа”. Проект имеет статус Региональной Инновационной площадки министерства образования Московской области.

Очень приятно и радостно наблюдать, что наша деятельность, наработки, методические материалы и работа с экспертами, использование подходов бизнес-моделирования для формирования модели наставничества – все это с большим энтузиазмом воспринимается и используется общеобразовательными организациями. О масштабном успехе пока еще рано говорить, но все эти проекты, созданные, в том числе, с помощью образовательных мероприятий национального ресурсного центра наставничества МЕНТОРИ, стали одними из первых в России моделями наставнических программ.

Предыдущая новость
15 окт. 2018
Наставничество для школы: образовательный интенсив «Конструктор идеального наставничества»
Следующая новость
16 нояб. 2018
Помощник наставника: тренинг по рабочим тетрадям